INFANTRY CLUB Cold War and Alternative History
Четверг, 21.11.2024, 12:36
Приветствую Вас Гость
| Мой профиль | Регистрация | Вход
Меню сайта

Проекты

Холодная Война

ПРОПАГАНДА

Наши Друзья

М16. Армейский магазин

Зона О.Т.Ч.У.Ж.Д.Е.Н.И.Я.




Поиск

Статистика

Помощь ВМС Кубы

                До 1962г. ВМС Кубы состоял из небольшого количества надводных кораблей и катеров, как правило, устаревших конструкций. В его составе находились 3 фрегата американской постройки периода Второй Мировой войны, 2 сторожевых корабля, переоборудованных из американских тральщиков. Бывший крейсер «Куба», построенный в 1919г., был выведен из боевого состава и переоборудован в плавучую казарму. Кроме перечисленных кораблей, в списках флота находилось 30 единиц сторожевых (патрульных) катеров, предназначенных для несения дозорной службы.                               

                 До революции главной задачей кубинского флота было несение патрульной службы на подходах к Гаване, Сьенфуэгосу и Сантьяго-де-Куба. В связи с возникшей угрозой вторжения со стороны США следовало значительно из­менить взгляды на роль флота в системе кубинских вооруженных сил, главной задачей которого стало отраже­ние десантных сил вероятного противника с моря и возду­ха. На вооружение флота должны были поступить кораб­ли с ударным оружием (торпедным, ракетно-артиллерийским, минным), а также береговые ракетные части. Необ­ходимо было создать флотскую инфраструктуру.

                 Поставки военно-морской техники Кубе начались в первые месяцы 1962г. они были вызваны попытками контрреволюционеров высадить десант и угрозой, исходящей от ВМС США. Кубинскому флоту были переданы 6 малых противолодочных кораблей пр.122Б (по классификации НАТО - KRONDSHTADT) и 12 торпедных катеров пр.183.  Естественно, что в этом участвовал советский торговый флот, перевозка боевых катеров и кораблей осуществлялась из Мурманска, было задействовано шесть сухогрузов.

«Тбилиси» вышел из Мурманска 18 декабря 1961г., на борту 4 торпедных катера и 1 МПК на буксире. Пришел в Гавану 17 января.

«Льгов» вышел из Мурманска 7 января. На буксире 1 МПК. Пришел в Гавану 9 февраля.

«Братск» вышел из Мурманска 22 января. На буксире 1 МПК. Пришел в Гавану 12 февраля.

«Балтийск» вышел из Мурманска 2 февраля. На буксире 1 МПК. Пришел в Гавану 26 февраля.

«Колхозник» вышел из Мурманска 1 февраля, на борту 4 торпедных катера и 1 МПК на буксире. Пришел в Гавану 1 марта.

«Сталинабад» вышел из Мурманска 27 февраля, на борту 4 торпедных катера и 1 МПК на буксире. Пришел в Гавану в конце марта.

                 Капитан парохода «Сталинабад» П.Грузинский вспоминал, как это было: «27 февраля 1962 года пароход "Сталинабад" (типа "Либерти") под моим командованием вышел из порта Мурманск в порт Гавана, имея в четырех трюмах оборудование, продовольствие, жмых и другие народнохозяйственные грузы, а в двух - артиллерийский боезапас и торпеды. На палубе были закреплены 4 торпедных катера. На буксире вели сторожевой корабль МПК-159 с экипажем и боекомплектом. В судовых документах значился генеральный груз.

    Особую опасность при переходе представлял отрезок пути от Мурманска до выхода из Английского канала (шторм, плохая видимость), а также регулярные облеты самолетами НАТО на всем протяжении от мыса Буда (Норвегия) до берегов Исландии и входа в Английский канал.

    В Английском канале нас сопровождал французский военный корабль.

    На дальних подходах к берегам Кубы на широте Азорских островов облеты самолетами и преследования военными кораблями США участились.

    На широте Азорских островов мы встретили крупную американскую эскадру, один из кораблей которой подошел на близкое расстояние  и запросил название судна, порт приписки, порт назначения и род груза. Корабль дважды обошел нас и вернулся в стой эскадры. При подходе к кубинским берегам в точке поворота на рекомендованный курс дрейфовал крупный корабль США. Облеты были непрерывными…»

                 В середине 1962г. были подписаны контракты на поставку еще кораблей (по некоторым данным это были 6 МПК (проект 201), 12 ТКА (проект 123К)) и 10 радиолокационных постов.

                 Летом 1962г. на Кубу были направлены советские военно-морские советники. Советником командующего кубинским флотом был назначен В.А.Кузнецов, советником Западного и Центрального военно-морских командований – А.А.Цветков и Н.Д.Солдатов. Они должны были помочь создать на Кубе такой флот, который был бы способен вести успешные боевые действия по отражению возможной агрессии со стороны США и их союзников. В кратчайший срок ознакомились с состоянием дел, определили задачи по строительству кубинского флота, выдали рекомендации по скорейшему приведению его в готовность к отражению возможного нападения. Советники приняли самое активное участие в разработке руководящих документов, начиная с корабельного устава. Оказали помощь командованию кубинским флотом в проведении сбора руководящего состава. Разработали план перевода сил флота в повышенную и полную боевую готовность и передали его кубинцам для рассмотрения и введения в действие. В связи с плохим состоянием торпедного вооружения, по просьбе советников, из СССР прибыла группа специалистов, оказавшая помощь в проведении среднего ремонта торпед, строительстве и оборудовании торпедной мастерской при арсенале флота.

                 В первые дни кризиса советские специалисты прини­мали участие в переводе сил ВМФ Кубы в полную боевую готовность в соответствии с планами, разработанными в докризисный период. В ряде случаев приходилось преодо­левать определенные трудности. Особенно острой была проблема подачи на корабли торпед. Советские специа­листы торпедного оружия работали и днем, и ночью с максимальным напряжением сил. К вечеру 26 октября задача, поставленная перед ними, была полностью выполнена. В этот период начальник штаба кубинского флота вместе с советским советником командующего ВМФ Кубы и со­ветником командира Западного военно-морского района вышли на кораблях в море, чтобы отработать артилле­рийские стрельбы по мишеням. Готовность фрегатов к на­несению артиллерийского удара оказалась низкой, так как в период 1959-1962 гг. боевые расчеты не обучались ар­тиллерийским стрельбам. С целью оценки обстановки, оказания помощи в под­держании боеготовности сил советские специалисты вме­сте с кубинским командованием посетили корабли и части Восточного военно-морского района, базировавшиеся в порту Банес. Они неоднократно выходили в море на кубинских кораблях для проведения стрельб и оценки уров­ня подготовки кубинских артиллеристов.

                 После окончания кризиса командование группы получило распоряжение о передаче части техники и вооружений кубинской стороне. Так в декабре 1962г. к обучению кубинских специалистов и передаче вооружения приступил личный состав 390-го отдельного берегового подвижного ракетного дивизиона. Первым кубинским командиром дивизиона был назначен соратник Фиделя Кастро капитан Эскуредо. Обучение кубинцев было завершено в августе 1963г. на церемонии передачи техники присутствовало руководство Кубы. В качестве военных советников кубинских береговых ракетчиков были оставлены советские офицеры Б.И.Ющенко, Р.С.Иванов, Э.Н.Волков и А.Н.Крупинин. Они подготовили кубинцев к практическим стрельбам, которые были проведены в начале 1965г. прямые попадания ракет в цель стали лучшим показателем работы советских специалистов.

                 Капитан 1 ранга в отставке В. А. Кузьмин вспоминает: «Карибский кризис стал для всех нас тяжелым потрясе­нием, но и явился серьезным экзаменом. Он показал, что вооруженные силы Республики и, в частности, военно-мор­ской флот имели серьезные недостатки в готовности к ве­дению военных действий. Подготовка штабов и личного состава кораблей нуждалась в серьезном улучшении.

     Командование кубинского ВМФ на своем ближайшем заседании наметило меры по их устранению. Срочно были разработаны планы устранения имеющихся недостатков и реконструкции флота… Было начато строительство арсенале цехов по среднему ремонту торпедного оружия, двигателей «М-500» для торпедных катеров, а также для ремонта аппаратуры связи и радиотехнических средств. Выделены причалы в Гаване, Мариэле, Сьенфуэгосе, удобные для подачи оружия и техники по боевой тревоге на корабли. Началась поставка необходимой техники: кранов, торпедовозов, спецмашин. Штаб флота приступил к разработке плана боевой и оперативной подготовки флота на 1963г. – первого плана, имеющего целью значительно повысить качество боевой подготовки личного состава, улучшить слаженность штабов и управлений по руководству частями и соединениями как в повседневных условиях, так и при ведении боевых действий.

    Произведены были некоторые перемещения командного состава флота в соответствии с их деловыми и профессиональными качествами. Было направлено письмо в 10-е Главное управление МО СССР с просьбой об ускоренной поставке на Кубу десяти радиотехнических постов, шести малых противолодочных кораблей и двенадцати торпедных катеров. Поставка корабельного состава и радиотехнических постов была осуществлена в 1963г.

    В этот период в морскую группу специалистов начали прибывать советники по связи, разведке, радиолокации, электромеханической части, тылу, торпедному оружию, гидрографии, инжинерной службе преподавательский состав для обучения курсантов в училищах по новым видам оружия. Прибыл советник при командире Восточного военно-морского района капитан 2 ранга В.Л.Фадеев. Морская группа пополнилась большим количеством специалистов и к середине 1963г. в ее составе было около 100 специалистов-советников и более 15 переводчиков. Работа по оказанию помощи кубинцам расширялось как в части рекомендаций, так и в области непосредственного обучения плавсостава флота.

    После передачи из состава Группы советских войск морской боевой техники и поставки из Советского Союза на Кубу торпедных катеров, малых противолодочных ко­раблей, радиотехнических постов, кубинский военно-мор­ской флот стал обладать довольно мощным ударным потенциалом». 

            ОГЛАВЛЕНИЕ

Copyright Infantry Club © 2007-2010
Используются технологии uCoz