На флотах боевая тревога.
11
сентября ВМФ СССР был приведен в повышенную боевую готовность. Примером высокой боевой готовности
подводных лодок Балтики к ведению боевых действии может служить развертывание
их в район боевых действий в сентябре 1962 года с началом Карибского кризиса.
Сигнал боевой тревоги застал экипажи за обедом в береговых столовых и кают-компаниях.
Подводные лодки дивизии развернулись в районы рассредоточения, в течение
предстоящей ночи пополняли по графику запасы боевых торпед, топлива. К 12.00
следующего дня вызвали из района рассредоточения в базу и ПЛ «С-143», на
которой С.И. Белокрылов был старшим
помощником после окончания командирских классов в июле 1962 г. Командир ПЛ
получил опечатанный конверт с боевым распоряжением и инструктаж, а в 19.00
подводная лодка вышла из Лиепаи на боевую позицию в Севернее море. В период
Карибского кризиса из состава Балтийского флота за пределами Балтийского моря
действовали две ПЛ: «С-143» (командир капитан 2 ранга Клитиый) и «С-174»
(командир капитан 2 ранга Просвиров). С.И. Белокрылов
вспоминал: «Поход для
меня сложился крайне тяжело. Дело в том, что после прохода Балтийских проливов
командир пл заболел, корабельный врач лейтенант А.Г.Казанчев поставил диагноз -
двухсторонняя пневмония. С высокой температурой командир не мог выходить из
каюты даже в центральный пост в течение 7 суток. Зарядку аккумуляторной батареи
на позиции проводили каждую ночь, а из-за штормовой погоды под РДП плавание
было невозможным, поэтому зарядку проводили в позиционном положении и я каждую
ночь нес вахту на мостике мокрый с головы до ног, а после погружения надо было
вести журнал боевых действий и нести командирскую вахту в центральном отсеке.
На отдых времени не оставалось. Подводная лодка пробыла в походе 27 суток. За
это время я потерял в весе 6 килограммов. Это с моим-то исходным весом 65 кг.» 31
октября беспрецедентное число из одиннадцати советских субмарин было
идентифицировано американцами вне советских территориальных вод. Из них по
крайней мере четыре советских ПЛ класса "F"
действовали в районе к востоку от Багамских островов. Все они были
увидены на поверхности по крайней мере однажды. После
того как в конце октября 1962г. американские корабли установили морскую блокаду
Кубы силы Северного флота были переведены на повышенную боевую готовность.
Переход флота в повышенную боевую готовность – фактическую! – прошел
организованно. Все силы, предназначенные для выхода в море, выполнили свои задачи
в срок. Анализируя возможности флота в этой максимально приближенной к боевой
обстановке, командующий СФ адмирал Владимир Афанасьевич Касатонов сделал вывод,
что воздействовать непосредственно по береговым объектам США Северный флот в
полной мере не готов. Проблематичным в случае войны было и развертывание
дизельных ракетных подводных лодок в Атлантику. Значительное число их, скорее
всего, не смогло бы успешно преодолевать противолодочные рубежи. Если же флот
успел бы развернуть лодки в Атлантику в угрожаемый период, то насколько
успешной была бы его деятельность без специального и тылового обеспечения,
авиационного прикрытия, какая часть его смогла бы вернуться – пройти обратный
путь к своим базам на Кольском полуострове. Министр обороны маршал Р. Я. Малиновский 28
октября 1962 года впервые разрешил произвести выдачу на корабли небольшого
количества штатных ядерных боеприпасов на Северном и Тихоокеанском флотах. На
две дежурные подводные лодки пр. 641 и 627А погрузили по одной торпеде 53-56 с
автономным специальным боевым зарядным отделением (АСБЗО). К этому времени
АСБЗО прошли испытания с атомными взрывами на Новой Земле. Подводные лодки с
ядерным оружием поставили отдельно от других, у специально выделенных причалов.
Никому к ним подходить не разрешалось. На первых выдачах ядерного оружия на
корабли, а они производились только по ночам, всегда присутствовал адмирал
В.А.Касатонов. Как знали все участники, он никогда при этом не дремал, но и
никогда не вмешивался в действия сил, а лишь иногда требовал уточнения
последовательности и четкости во время выполнения операций. За всем этим тогда
стояли сотни, тысячи людей, военных, гражданских, и, несмотря на то, что все
было впервые, практически сбоев не было. А ответственность командующего флотом
за все это была колоссальнейшая. В
период Карибского кризиса по приказанию Главного штаба ВМФ у пролива Босфор
была развернута ПЛ «С-149» пр.640 (командир А.Ефременко). В ходе кризиса, в
период с 11 сентября по 21 ноября 1962г., черноморские бригады ПЛ находились в
повышенной боевой готовности, шли усиленная боевая подготовка лодок резерва,
ввод их в состав сил постоянной готовности. За это время было выполнено 29
огневых и 8 курсовых задач с выпуском 37 торпед. Осенью 1962 года, когда
фактически была объявлена боевая тревога и перевод соединения и кораблей в
повышенную боевую готовность с выходом в районы рассредоточения. Вспоминает
капитан 1 ранга в отставке С.В.НИКИФОРОВ бывший командир отдельного 400
дивизиона противолодочных кораблей 18 бригады 20 дивизии ОВР ЧФ: «Буквально за
какие-то 30-40 минут все МПК, находящиеся в строю, вышли на рейд и приступили к
действиям по плану, без дополнительных команд и пополнения запасов. Стрелецкая
бухта опустела. Только в море мы узнали причину повышения боевой готовности: в
связи с активизацией агрессивных действий американцев против республики Куба,
осложнились отношения между СССР и США, возник Карибский кризис».
Тихоокеанцы тоже не остались в стороне от
Карибского кризиса. В районе северо-восточнее японского острова Хонсю
находилась ПЛ проекта 613 «С-393» (к-2р. В.Качанов) с ядерными торпедами на
борту. Скрытно маневрируя на позиции в условиях жестоких штормов, лодка была
готова начать боевые действия на трансокеанской коммуникации США-Япония. Маневрируя
на боевой позиции, подводная лодка наблюдала гибель японского рыболовного судна
«Хадо-Мару», разрезанного американским гигантским транспортом, при этом
транспорт не остановился для оказания помощи гибнущему судну. Из радиоперехвата
береговых служб Японии стало известно: погибли 27 человек, спасшихся нет.
Субмарина возвратилась в Советскую Гавань не имея в остатке ни ведра дизельного
топлива.
В октябре 1962г. командира подводной
лодки проекта 611 «Б-88» капитана 2
ранга Константина Киреева вызвал командир эскадры подводных лодок Камчатской
флотилии контр-адмирал Алексей Гонтаев: «Константин
Константинович, вы в курсе международных
событий, поэтому не буду по этому поводу распространяться. Получен приказ направить подводную лодку на
позицию у Перл-Харбор. Мы готовили одну, но что-то на ней не ладится. Экипаж на
Б-88 отработанный, поэтому пойдете вы. Двое
суток дается на пополнение запасов и прием оружия. Получите одну ядерную
торпеду. Переход совершить скрытно.
Оружие применять — по сигналу. А если сигнал поступит, то на войне, как на войне...» 28 октября «Б-88» покинула базу. Когда
форсировали противолодочный рубеж Кадьяк - Мидуэй, разыгрался сильный шторм.
Это было подводникам на руку. Но, согласно приказу, всплывать запрещалось. При
постановке под РДП для зарядки аккумулятора отработанный газ правого дизеля бросило в магистраль не включенного левого.
Пятый отсек оказался сильно
загазованным. Пришлось эвакуировать из него личный состав. С трудом
нашли потерявшего сознание трюмного машиниста Кошелева, Парня часа три откачивали. Потом, когда разбирали этот инцидент, специалисты
пришли к заключению, что в конструкции РДП имеются изъяны, которые не позволили
застраховаться от аварии. Да и при такой
волне, конечно, нельзя было
ставать под РДП, но нарушить приказ о скрытности командир не мог. Но все равно пришлось всплывать и вентилироваться. Однако шторм и низкая облачность не дали американцам обнаружить лодку. 10 ноября «Б-88» заняла позицию и начала патрулирование у Перл-Харбор. А 14 ноября поступила
радиограмма возвращаться. Не успела
лодка лечь на обратный курс, как поступило новое радио - вернуться на позицию. Дело было в том что
подводники засекли у Перл-Харбора новейший
авианосец «Констеллейшн». «Б-88» приказали продолжать слежение за ним. Моряки записали шумы его винтов на разных
режимах хода, послушали радиопереговоры.
Использовали его в качестве учебной цели - выходили на авианосец в атаки. Без внимания не остались и
другие американские корабли в районе
Перл-Харбор. 25 суток провела «Б-88»
на позиции оставаясь необнаруженной. Только через 57 дней вернулась лодка в Рыбачий - как раз к Новому году. ОГЛАВЛЕНИЕ
|