Вторжение советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 года
потрясло мировое сообщество. Президент США Картер в одном из своих
первых заявлений по этому поводу сказал: "...оно изменило мое отношение
к внешней политике СССР больше, чем что-либо другое за годы моего
пребывания в должности." Западная пресса, историки, политики и более
широкие слои общественности имели свою, почти никем не оспариваемую за
пределами социалистического лагеря точку зрения на произошедшие
события: в 1978 году в Афганистане произошел государственный переворот
под руководством коммунистической партии при несомненном пособничестве
СССР. В результате к власти пришел просоветский режим во главе с Нуром
Мухамедом Тараки и, позже, Хафизуллой Амином. Советский Союз снабжал
новых правителей технической и военной помощью и советниками для борьбы
с приобретающим все большую силу оппозиционным движением.
Американские и европейские историки-аналитики причины
возникновение кризиса в Афганистане относили к Апрельской революции
1978 года, и большинство из них отрицало существование реальных
социально-экономических предпосылок и революционной ситуации, а
произошедшие события связывало с советским влиянием и с деятельностью
Народной Демократической партией Афганистана (НДПА), которой один из
американских журналов предписывал "...неопытность, разобщенность и
радикализм, предопределившие столь быструю катастрофу в Афганистане".
Положение в Афганистане по оценке западной прессы "резко
обострило отношения между Востоком и Западом и привело к переоценке
международной ситуации в целом в связи с новым и более трезвым взглядом
на ту опасность, которую политика СССР представляет для глобальной
стабильности и международного мира". Сразу и надолго ухудшились,
например, отношения между двумя ядерными сверхдержавами в области
двусторонних соглашений по ограничению вооружений.
Особенную панику в Западном мире вызвало начало кризиса, так как
это расценивалось как переломный момент в советской внешней политике и
новый этап международных отношений во всем мире. Впервые Советский Союз
применил организованную вооруженную силу за пределами своих границ и
стран всеми признанного просоветского блока в Восточной Европе.
Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан было,
несомненно, ничем не прикрытой попыткой грубой силой решать судьбу
суверенной и формально несоюзной страны, которой приписывались далеко
идущие последствия.
Естественной реакцией Западного мира было противодействие
советской агрессии, что толкало капиталистические страны на сближение.
Исключительное место в этом формальном (в рамках ООН и НАТО) и
неформальном союзе занимали США, еще более утвердившиеся в своем
положении сверхдержавы. После нескольких раундов совещаний со своими
европейскими союзниками, которые все-таки не хотели просто выполнять
то, что им скажут американцы, администрации Картера удалось выработать
основные направления совместной политики, направленной на усмирение
агрессора и стабилизацию положения в регионе и во всем мире в целом.
Предполагалось, во-первых, оказывать всемерную военную и экономическую
помощь Пакистану. Во-вторых, поставить Советский Союз перед выбором:
либо продолжать свою агрессивную политику в Афганистане и поплатиться
за это своими едва наладившимися отношениями с Западом, либо сохранить
доброе имя в системе международных отношений. В-третьих, как более
отдаленную перспективу, США уже без своих союзников планировали усилить
свое военное присутствие и развить сеть оборонных систем и военных
институтов в регионе
Еще один удар по СССР нанесли страны третьего мира. Например,
конференция исламских стран в Исламабаде большинством голосов осудила
действия СССР как агрессивные, несмотря на оказанную Советским Союзом
длительную помощь многим из этих стран. Единство мусульманских
государств, однако, было существенно нарушено Ирано-Иракской войной, и
поэтому они не могли в сколь либо значительной степени влиять на
внешнюю политику СССР.
Лидирующую роль в подталкивании СССР к переговорам о выводе войск
из Афганистана играли Западные страны. Предусматривалась даже
возможность сохранения части контингента в столице и некоторых крупных
центрах страны для поддержания коммунистического режима. Президент
Франции Вальри Гискар д`Естан и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт лично
говорили с Брежневым о возможности таких переговоров, но тщетно.
Причины этого были ясны: афганский коммунистический режим очевидно
вынашивался в СССР и не имел почти никаких шансов выжить без военной
поддержки своего покровителя. "Вряд ли что-либо заставит русских
бросить свой режим в Афганистане на произвол судьбы" - так не без
основания считало большинство политиков на Западе.
Сейчас, после распада Советского Союза и исчезновения "красной
угрозы", значение афганского кризиса оценивается несколько иначе.
Военное вмешательство во внутренние дела Демократической Республики
Афганистан вызвало резкое обострение международной обстановки и на
некоторое время затормозила переговоры по сокращению вооружений.
Советско-афганская война унесла около 15 000 жизней советских солдат и
около миллиона афганских повстанцев и мирных жителей. Кроме того, эта
война на много лет приблизила глубочайший экономический и политический
кризис в СССР, распад Союза и крах коммунистического режима.
вернуться к Конфликты Холодной войны